Изучая статистику посещаемости блога, обнаружил: неизменным успехом пользуются автомобили с "непростой судьбой" - kit-car на улицах Москвы, к примеру, или - футуромобили. Меня самого эти красивые дизайнерские штучки "не трогали" - до той поры, пока не прочел в прошлую пятницу об "эмобиле Tesla Roadster", желание обладать которым растет и растет. И привлекает меня к нему вовсе не форма, а содержание.
Фото: 1 из 6 |
|
"Двухместный Tesla Roadster стал сенсацией задолго до того, как первая партия была доставлена покупателям. В этом нет ничего удивительного. Этот эмобиль (так, кажется, проще и удобнее называть электромобили) разгоняется до сотни быстрее, чем Lamborghini Murcielago, и проезжает 350 км на одной зарядке. Все предыдущие разработки в области электромобилестроения не могли даже приблизиться к таким показателям и, как следствие, не могли рассчитывать на коммерческий успех.
Электромобили хоронили, воскрешали и снова хоронили бесчисленное количество раз. Первый гвоздь в крышку электромобильного гроба забил Томас Эдисон. Потратив уйму времени и денег на создание электромобиля, который был бы лучше машины с двигателем внутреннего сгорания, он сдался. В 1909 году на официальном приеме Эдисон протянул Генри Форду салфетку, на которой было написано: "Электромобиль мертв". На протяжении ста лет целые поколения инженеров безуспешно пытались доказать, что у Эдисона слишком рано опустились руки. А поколения скептиков без устали объясняли им всю безнадежность этой затеи: хороший электромобиль так же невозможен, как радио для связи с загробным миром, на постройку которого Эдисон потратил последние десять лет жизни. Казалось, что самой идее электромобиля сопутствует какой-то злой рок. Бесчисленные разработки раз за разом оказывались мертворожденными, до серийного производства доживали лишь электрокары для перевозки чемоданов и тихоходные тележки для дряхлеющих игроков в гольф. Человечество с середины XIX века мечтало об экологически чистом и практичном электромобиле, но появление каждой новой модели заканчивалось коммерческим фиаско.
Сторонники конспирологических теорий с удовольствием списывали все неудачи электромобилестроения на нефтяное лобби и автогигантов: якобы они сговорились и скупили все стоящие патенты, чтобы спрятать их под сукно. Но на практике все выглядело иначе. Электромобили мелкими партиями выпускали энтузиасты-маргиналы, но их творения ездили медленно и на очень короткие расстояния, после каждой поездки требовали многочасовой перезарядки аккумуляторов и стоили безумно дорого. А крупные автомобильные компании, в свою очередь, боялись инвестировать десятки миллионов в разработку и выпуск серийных электромобилей после того, как пару раз погорели на экспериментальных образцах. Так гиганты и одиночки топтались на месте, пока в начале XXI века не лопнул биржевой пузырь интернета, что высвободило огромные частные капиталы.
В 2002 году Мартин Эберхард за $187 млн продал созданную им интернет-компанию Руперту Мердоку и на радостях разбил в хлам свою Audi. Нефть тогда стоила сравнительно дешево, но уже ассоциировалась с арабскими террористами и глобальным потеплением, так что Мартин решил обзавестись электромобилем. Изучив ситуацию на рынке, Эберхард отчаялся найти достойный вариант, но по-настоящему увлекся электромобилестроением и в 2003 году собрал группу разработчиков, которая должна была создать первый удачный со всех точек зрения эмобиль.
Компания, которую назвали в честь Николы Теслы, скоро получила стратегических инвесторов — в Tesla Motors вложились самые успешные игроки IT-индустрии. Сказочно разбогатев на интернет-буме, они сделали вполне логичный шаг, ведь в отличие от арабских шейхов или традиционных инвестбанков для парней из Силиконовой долины высокие технологии были не просто заезженным словосочетанием, но уже привычным способом зарабатывать многомиллионные состояния. Среди совладельцев Tesla Motors значатся Илон Муск (несколько лет назад он продал свою систему электронных платежей PayPal за $1,5 млрд), основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж и бывший президент интернет-аукциона eBay Джефф Сколл. Они вложили в Tesla Motors более $105 млн, что позволило компании переманить инженеров из Детройта и заключить партнерское соглашение с британским производителем спортивных и гоночных машин Lotus Cars.
Спустя пять лет — в феврале 2008 года — эмобили Tesla Roadster были доставлены покупателям. Машины разлетелись как горячие пирожки: экологически сознательные автолюбители, среди которых оказались Джордж Клуни и Мэтт Деймон, полностью забронировали первую партию в 600 машин еще в августе 2007 года. Впрочем, очевидно, что покупателями двигали не только соображения экологического порядка. Tesla Roadster — это настоящий спорткар: разгон до 100 км/ч меньше чем за 4 сек., максимальная скорость 201 км/ч (искусственно ограничена), 350 км на одной зарядке, которая в полном цикле занимает всего 3,5 часа. Так что нет ничего удивительного в том, что за эмобилями Tesla Motors выстроилась очередь. Сейчас компания принимает предварительные заказы на начало 2009 года.
Сегодня Tesla Motors строит свою собственную сборочную линию в США, а пока Tesla Roadster собирают на английском заводе компании Lotus Cars, инженеры которой принимали участие в разработке отдельных узлов этого эмобиля. Видимо, поэтому Tesla Roadster внешне очень напоминает Lotus Elise. У машин сходные обводы, компоновка салона и приборной доски, хотя общих деталей у этих спорткаров всего 10%: лобовое стекло, тормозная система, подушки безопасности, отдельные элементы подвески и приборной доски.
Несущая рама Tesla Roadster выполнена из экструдированного алюминия, а детали кузова — из углепластика, что и позволило сделать машину довольно легкой. При длине чуть меньше 4 м Tesla Roadster весит всего 1220 кг, из которых 450 кг приходится на аккумулятор.
В заднеприводном Tesla Roadster установлен компактный трехфазный мотор мощностью 185 кВт, который можно раскрутить до 13 000 об/мин, и не слишком надежная двухскоростная секвентальная коробка передач Magna (КПП этой фирмы закупают GM, Ford, BMW и VW). Из-за проблем с ней выход машин несколько раз откладывался. Tesla Motors в скором времени обещает бесплатно заменить ее на более надежную односкоростную. Во время торможения мотор работает в режиме генератора и заряжает аккумулятор емкостью 53 кВт ч. Он собран из 6800 применяемых в ноутбуках литий-ионных батарей, ресурса которых должно хватить на 160 000 км. Tesla Motors утверждает, что ее аккумулятор совершенно безопасен: во время зарядки он принудительно охлаждается, а при морозе до -20°С подогревается. Правда, нельзя не отметить тот факт, что в режиме зарядки Tesla Roadster потребляет 17 кВт, что в среднем в полтора раза больше, чем вся суммарная нагрузка средней московской квартиры.
Управление основными параметрами Tesla Roadster осуществляется через тач-скрин-дисплей, который расположен слева от трехспицевого руля. С его помощью машину можно перевести в режим "для ресторанного парковщика", когда скорость и разрешенный пробег ограничены до минимума, или даже полностью заблокировать двигатель PIN-кодом — видимо, инвесторы Tesla Motors обожают запоминать пароли.
Единственное, чего может не хватать в этом спорткаре, так это утробного рыка хорошо настроенного выхлопа. Tesla Roadster, чье легкое гудение больше всего напоминает звук электролета из "Бегущего по лезвию бритвы", ездит почти бесшумно, так что пешеходам теперь нужно держать глаза на макушке.
На сегодняшний день Tesla Roadster единственный серийный электромобиль, однако в 2010 году Tesla Motors планирует выпустить эмобиль седан Tesla WhiteStar, который, по предварительным прогнозам, будет стоить от $50 000 до $65 000 в зависимости от комплектации. Автогиганты стараются не отставать — в 2010 году должны появиться гибридный Chevrolet Volt (дальность поездки на аккумуляторе 65 км) и эмобиль Toyota Prius (выпускаемая сейчас гибридная версия не позволяет водителю выбирать вид тяги).
Пока Tesla Roadster продается исключительно по предварительной записи (первый взнос $5000) и только в США. Но нам в России ведь не привыкать к "серому" импорту, тем более что и цель благая. Одни с помощью Tesla Roadster высвободят для экспорта драгоценные углеводороды и тем самым поддержат нацпроекты, другие покажут дулю ойлократии и таким образом поспособствуют демократическому процессу, ну а третьи просто прокатятся с ветерком, почувствуют себя умнее Эдисона и станут могильщиками привычного миропорядка".
Tesla Roadster:
Разгон 0-100 км/ч: 3,9 сек.
Максимальная скорость: 201 км/ч (электронный ограничитель)
Максимальная мощность мотора/обороты: 248 л.с. (185 кВт)/ 13 000 об./мин.
КПД мотора (средний/пик нагрузка): 90%/80%
Трансмиссия: 2-ступенчатая секвентальная КПП, с 2009 года — 1-ступенчатая КПП
Привод: задний
Подвеска: независимая телескопическая
Пробег на полностью заряженном аккумуляторе: 350 км
Потребляемая мощность во время зарядки аккумулятора: 17 кВт
Полная зарядка аккумулятора: 3,5 ч
Ресурс аккумулятора: 160 000 км
Тип аккумулятора: литий-ионный
Вес: 1221 кг
Размеры (Д х Ш х В): 3946 х 1873 х 1127 мм
Колесная база: 2352 мм
В стандартной комплектации:
- сиденья с подогревом и регулируемой поддержкой поясницы
- кожаный салон
- MP3/CD стереосистема с поддержкой iPod
- мягкая складная крыша
- автоматическая подкачка шин
- контроль давления в шинах
- тач-скрин дисплей для управления основными параметрами машины
Цена в США за базовую комплектацию: $98 000
Сайт производителя: www.teslamotors.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий