воскресенье, октября 21, 2007

Подготовка пресс-релиза: генерирование информационных поводов + некоторые аспекты его "заготовки"

Много постов тому назад мною было обещано "Впоследствии раскажу вам о методах генерации информационных поводов". Обещал - выполняю.

Поводы для заготовки (и рассылки) могут быть разными, реальными и надуманными, интересными и "датскими" (к датам).
Главное правило - "нужен повод"! И он есть:

A. Деятельность компании (этапы, даты, поставки);
B. Собственные разработки компании;
C. Расширение деятельности (охват новых территорий, качественное развитие продуктов (товаров и услуг));
D. Сведения о проведенных компанией (или по ее профилю, имеющих упоминания о ней) рыночных (маркетинговых, научно-практических и др.) исследованиях;
E. Филиальная сеть компании;
F. Оборудование и технологии (поставщиков, партнеров, подрядчиков);
G. Уникальные технологии;
H. Участие в комплексных проектах;
I. Участие в ассоциативных объединениях;
J. Уникальные клиенты;
K. Клиентские программы;
L. Участие в выставках;
M. Персонал компании (состав, квалификация, образования, научные звания, награды);
N. Награды и поощрения, полученные компанией и/или ее сотрудниками.
O. Изменения оргструктуры компании.
P. Новые назначения и изменения в составе топ-менеджмента и ведущих специалистов компании.
Q. Представление мнения ньюсмейкеров (из числа представителей компании) по поводу важных для отрасли событий;
R. Общественная деятельность компании (обучение, благотворительность, спонсорство, спортивная жизнь, участие в культурных и социальных программах).

Основные правила подготовки пресс-релизов

Бумажный Инфо-Бизнес №30 (132) / О важности содержания, Сергей Баричев, bar@computerra.ru, 13.09.2000

И вовсе Вы не Величайший. Выдающийся, да и только.
(Из кинофильма "Обыкновенное чудо")

Три недели назад, воспользовавшись правом выпускающего редактора, я посвятил свою колонку тому, как следует упаковать пресс-релиз, чтобы он достиг своей цели — был прочитан редактором новостей и другими сотрудниками издания.

Пока свежо преданье, и памятуя о неразрывности формы и содержания, позволю себе поговорить и о содержании пресс-релизов, которые составляют и рассылают компании, желая привлечь внимание к тому или иному событию в личной (то есть корпоративной) жизни. Итак, априори новость должна быть, пресс-релиз должен быть, что называется, негэнтропийным, то есть уменьшать степень неопределенности в информации, которой мы располагали до его прихода. Констатация проведенного семинара (если на нем, конечно, не было сделано новых анонсов), результаты награждения дилеров, или покупателей, внезапно осчастливленных выигрышем в лотерее — согласитесь, не лучшая фактура для пресс-релиза. Впрочем, многие компании понять можно — рынок не такой уж большой, оттого и дела местного масштаба кажутся большими и значительными. Не всякая российская компания может подобно Bell Labs каждую неделю сообщать о фундаментальном изобретении, которое без преувеличения может повлиять на развитие технологии. Тем не менее сообщить компаниям, активно работающим на российском ИТ-рынке, есть что, и это подтверждают многие пресс-релизы: там инициирована нетривиальная маркетинговая акция, здесь радикально снижены цены, а вот выпущен действительно новый программный продукт. Радует, что часто предметом пресс-релизов становится высказывание официальной позиции компании вокруг внезапно возникшего слуха-домысла-скандала. В этом случае точный выстрел пресс-релиза ставит точку в истории и попутно наращивает имидж компании.

Как же правильно построить документ? Жанр пресс-релиза для советской журналистики был новый, поэтому по мере необходимости были переняты формы подачи, существующие в Европе и США, и российский пресс-релиз тоже оброс каноническими формами. Общая канва нормального пресс-релиза выглядит так. Сначала указывается место-дата публикации и главный тезис сообщения. Затем идет изложение подробностей, как маркетинговых, так и технических. Если новость нацелена на потребителей, то разумно указать на то, что они получат от вновь выпущенного продукта. Традиционно приводятся 2–3 цитаты уполномоченных представителей о месте данного события в жизни компании и ее позиции на рынке. Наконец, завершается пресс-релиз краткой справкой о компании и указанием координат контактного лица. Все это размером 1–2 машинописных листа. Вот что должно быть в идеале.

На деле все обстоит иначе. Во-первых, некоторые пресс-релизы просятся под руку литредактора, так как содержат фразы, непонятные с первого прочтения: "Основной целью [акции] является - желание помочь клиентам", "Это не первый случай пресечения махинаций, осуществляемых службой безопасности компании N", и т.д. Некоторые "запомнившиеся" цитаты нет возможности привести из-за их громоздкости, которая сделала их в тексте пресс-релиза совершенно нечитаемыми. Во-вторых, многие эпитеты, которыми сопровождаются названия компании и ее продуктов, явно преувеличены. Такие слова как "крупнейший" (то есть самый крупный, а не просто очень крупный), "первый" (то есть совсем первый, а не первый в недавно образовавшейся нише), "лидер" (он тоже один) в пресс-релизах часто используются неправомерно. Заявление о первенстве нелишне подтвердить объективными данными об исследовании какой-либо авторитетной фирмой, хотя в России таких практически нет. Без этого провозглашение себя лидером выглядит весьма неубедительным.

Самое главное, что надо учитывать: те, кто вынужден читать пресс-релизы, так же как и те, кто вынужден их писать, — представители "самой читающей нации". Вследствие этого отсутствие какой-либо новой информации, после отжима избытка жидкости в пресс-релизе, ощущается остро. Не могу сказать, какое впечатление произведет на американского читателя фраза о том, что новая технология передачи данных в 156 раз превосходит скорость обычного модемного соединения. Но на большинство подкованных сотрудников изданий эта фраза не окажет никакого воздействия, а отсутствие каких-либо технических подробностей вызовет лишь недоумение. Пресс-релиз, аккуратно разбавленный точными характеристиками (с без стеснения использованными предлогами "до" и "от", которые намекают на то, что указанные характеристики носят граничный характер) и указаниями конкретных стандартов и технологий, всегда оставляет приятное впечатление.

Наконец, весьма банальными иногда оказываются цитаты топ-менеджеров: "Это еще один шаг в укреплении лидирующих позиций компании N на рынке...". Во-первых, любая акция должна укреплять позиции фирмы, а не ослаблять, а во-вторых, действительно ли позиции лидирующие? Не лучше ли привести какое-то парадоксальное высказывание, которое заставит поволноваться оппонентов, или попутно прокомментировать наболевшие вопросы рынка?

В общем, грамотно составленный пресс-релиз — достаточно серьезное и, главное, недорогое оружие в PR-борьбе. Пишите, ждем.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Традиционный PR в социальных сетях не работает

Дамир Халилов, интернет-маркетолог
http://www.seonews.ru/article/.publication/433/

Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться при SMO продвижении новых сервисов, – недостаток инфоповодов. Для того чтобы заинтересовать пользователей социальных сетей, необходимо постараться – переизбыток новой информации сделал их настоящими гурманами. Новость о том, что «появился новый сервис, с такими-то возможностями, виват web 2.0!» вряд ли вызовет ажиотаж. Сервисы появляются и исчезают постоянно, следить за всеми не хватит времени.

Предлагаю вам 10 инфоповодов, которые помогут вызвать живой интерес аудитории социальных сетей.

1. Напишите историю одного стартапа. Истории чужого успеха всегда интересны, поэтому качественно написанный кейс привлечет внимание многих.
2. Заручитесь поддержкой знаменитостей. Комментарий (а лучше факт регистрации) человека, чье имя у всех на слуху - замечательный способ привлечения внимания к стартапу.
3. Проведите обзор аналогичных сервисов с выделением плюсов и минусов. Просто расскажите – кто есть кто в данной нише. Конечно же, будет нелишним немного (немного!) сделать акцент на плюсах своего сервиса. Важно не приписывать при этом себе несуществующих достоинств, а конкурентам несуществующих недостатков - пользователи очень чувствительны ко лжи.
4. Используйте вирус. Продвижение стартапа – как раз тот случай, когда вирусный маркетинг может принести ощутимый эффект. В качестве примера можно привести распространение информации о тайной странице с расширенным функционалом.
5. Напишите небольшой рассказ от лица пользователя. Люди любят читать все эти “zzz.ru - первые впечатления” и “Записки пользователя zzz.ru”. Важно: это должна быть не хвалебная ода, а именно впечатления независимого пользователя.
6. Похвастайтесь, что растете. Принцип социального доказательства гласит: «Мы считаем свое поведение в данной ситуации правильным, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом» (Р. Чалдини, «Психология влияния»). Таким образом, прочитав, что 10 000 других пользователей уже присоединились к вам, человек, скорее всего, подумает: «Почему же я до сих пор не в теме?!».
7. Найдите фишку и посмакуйте ее. Полное описание функционала сервиса всегда отдает рекламой. Найдите какую-то яркую особенность, которая отличает ваш сервис от аналогов, и посвятите статью именно этой фишке.
8. Финансовые итоги. Нет большего соблазна, чем заглянуть в чужой кошелек - ведь это web 2.0, который принадлежит народу. Расскажите, сколько прибыли на каждый вложенный рубль вы получили, - и можете ожидать шквал внимания к ресурсу. В конце концов, благодаря чему движение бомжей приобрело такую популярность?

9. Устройте встречу участников и напишите об этом отчет. Постарайтесь, чтобы встреча носила неординарный характер, поскольку информация о том, в каком заведении вы встретились и сколько пива выпили, вряд ли будет интересна. Например, устройте флэш-моб с последующими посиделками, объявите конкурс на скоростное плавание в фонтане или же опять-таки пригласите на встречу «звезду» любого масштаба.
10. Расскажите, как вы продвигали ресурс. Парадоксально, но рассказ о продвижении сервиса может закрепить успех этого самого продвижения. Не бойтесь немного попалить темы и поведать о том, какие средства вы использовали для того, чтобы завоевать расположение аудитории. Важно: такие откровения уместны только после того, как продвижение уже принесло более или менее существенный результат.

Конечно, для любого стартапа чрезвычайно важно продвижение в социальных сетях, но и уже крепко стоящим на ногах проектам оно никогда не будет лишним. На мой взгляд, у социальных сетей есть огромный, пока не реализованный потенциал, в качестве среды для грамотного, эффективного PR. На сегодняшний день большинство пиарщиков либо вовсе игнорируют социальные сети, либо пытаются использовать приемы и подходы традиционного PR, натыкаясь на полное отсутствие интереса и скепсис.

Уверен, наука о PR в социальных сетях имеет будущее и кому, как не нам, формулировать ее законы. «О сколько нам открытий чудных…».

Я уже поделился своим видением SMO продвижения стартапа, а теперь читайте перевод статьи Мухаммада Салима «Как написать пресс-релиз для социальных медиа».

Нет более сложной задачи, чем заинтересовать аудиторию социальных сетей пресс-релизом и дело здесь вовсе не в том, что им неприятно слышать о событиях в вашей компании, просто традиционный стиль написания пресс-релиза неприемлем для социальных медиа. Вот несколько классических подходов к написанию пресс-релиза:

1.[название компании/брэнда] объявляет о выпуске [продукта/услуги]

Такой пресс-релиз скучен и может быть воспринят как спам, поскольку слишком явно видна цель - продвижение нового продукта.

2.[название компании/брэнда] объявляет [финансовая новость компании]

Обычно в таких пресс-релизах содержится объявление о том, что компания объединяется с другой, получила дополнительное финансирование и т.д., при этом пресс-релиз такого типа не содержит никакой полезной информации для конечного пользователя (если, конечно, в пресс-релизе не содержится информация о том, что Google приобрел YouTube).

3.[название компании/брэнда] планирует [событие]

В пресс-релизах данного типа содержится информация о том, что компания планирует сделать то-то и то-то, например, медицинская компания планирует изготовить лекарство от болезни ***”. Большинство пользователей социальных сетей посчитает такую информацию неинтересной и лишней для себя.

4.[название компании/брэнда] завершил(а) [проект]

Единственная цель такого пресс-релиза - хвастовство компании своими достижениями. Пользователь вправе заметить: “Конечно, замечательно, что у вас появился 100 000-й подписчик, но мне-то что от этого???”.

Почему стандартные пресс-релизы обречены на провал в социальных сетях

Существует 3 основные причины, по которым стандартные пресс-релизы имеют нулевые шансы на успех в социальных сетях:

1. Они неверно сфокусированы, в центре внимания таких пресс-релизов сама компания. (Пример, примеч. переводчика)
2. Они написаны официозным языком, что само по себе вызывает недоверие. (Пример, примеч. переводчика)
3. Они безличны и рассчитаны на слишком широкую аудиторию. (Пример, примеч. переводчика)

Конечно же, в желании всячески продвигать свою компанию нет ничего плохого - в конце концов, все мы должны зарабатывать себе на жизнь. Однако учтите, аудитория социальных сетей крайне негативно относится к попыткам явной продажи чего-либо, а также к прилизанным маркетинговым текстам.

Как заставить пресс-релиз работать

Лучше всего представить пресс-релиз как историю, интересную, в первую очередь, читателям. Кроме того, такая форма подачи значительно увеличивает вероятность того, что пресс-релизом заинтересуются и журналисты.

Пресс-релиз, рассчитанный на успех в социальных медиа, должен не только заявлять о запуске каких-либо новых сервисов, о достижении результатов - в нем должна быть (это важнее всего) информация о том, с помощью каких технологий был (или будет) достигнут успех, почему эти технологии сработали, а также чем результаты могут быть полезны для аудитории. (Пример, примеч. переводчика)

Правила написания «альтернативного пресс-релиза»

Надо сказать, что правила написания эффективного пресс-релиза во многом схожи с правилами блогинга: правильная структура заголовка, интригующее начало, использование графики, ну и содержание, в котором соблюдаются основные законы ведения блога. Однако ниже я публикую золотые правила написания пресс-релиза, оптимизированного именно под социальные медиа:

1. Заголовок оптимизирован под все три типа читателей (постоянные, пришедшие с поиска и из социальных сетей).
2. Основной смысл материала должен быть понятен даже после беглого прочтения.
3. Форматирование текста должно быть привлекательным.
4. Никакой воды - только самая суть.
5. Постарайтесь кратко изложить технологию достижения успеха для того, чтобы другие смогли почерпнуть что-то полезное для себя.
Пресс-релиз, основное внимание в котором уделено не открытой рекламе компании, а интересам читателя, даст гораздо больший отклик в социальных медиа, нежели стандартно написанный пресс-релиз, который никто не станет читать. Если вы будете больше заботиться об интересах читателя, то и читатели заинтересуются тем, что вы делаете.
Дамир Халилов , интернет-маркетолог