"С 1 января 2008 года вступила в действие новая часть Гражданского кодекса РФ, посвященная охране интеллектуальных и авторских прав. Список охраняемых законом объектов велик: произведения науки, литературы и искусства, базы данных, фонограммы, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования – целых 16 пунктов. Законодательные инновации ужесточили уже существующие нормы авторских прав, взяв под контроль Интернет. Без согласия правообладателей запрещено любое воспроизведение их творений". (текст - Лилия Гладкая, "Округа")
"В виртуальном пространстве Всемирной паутины функционирует не одна сотня порталов, позволяющих совершенно бесплатно скачать любую книгу. Делая это, никто обычно не задумывается, откуда берутся эти книги и почему они бесплатные. В электронной библиотеке koob.ru еще год назад было 300 книг, теперь их 5 тысяч, и каждый день собрание пополняется в среднем на 30–50 произведений. «Большинство книг сканируют пользователи, – рассказал нам сотрудник электронной библиотеки Владимир Никонов. – Например, вы прочитали что-то, вам понравилось – сканируете, приводите в порядок и потом размещаете на одном из сайтов. Это кропотливая работа, на книгу уходит 10–12 часов».
До выхода закона многие библиотеки считали, что делают писателям бесплатную рекламу, тем самым способствуя покупке типографских произведений. При этом получение разрешения от каждого автора считается бесполезной работой: мол, книг очень много, всем написать невозможно, да и адрес взять негде. «Если автор против, мы сразу убираем его произведения, – говорит Никонов. – За два года пришло около десяти писем, часто возмущаются астрологи. А недавно два физика сами прислали свои работы для размещения. Мы, кстати, предлагаем авторам бесплатно поместить рекламную информацию о них. Мы всегда готовы к сотрудничеству. Но, конечно, есть и такие сайты, которые требования писателей просто игнорируют».
Книги даром, но с ошибками
Некоторые авторы даже после выхода закона не возражают против свободного размещения своих творений на сайтах. «Кто хочет, пусть читает, – говорит продюсер Евгения Гришковца Ирина Юткина. – Мы даже сами выкладываем книги в открытом доступе». А вот Александра Маринина еще до принятия закона выиграла суд у двух сайтов, поместивших тогда еще новинку – роман «Шестикрылый Серафим». Книгу убрали из Сети, а ответчики заплатили штраф около 5 тысяч рублей. «Любое размещение в Интернете произведений литературы, а также распространение, особенно скачивание, – это использование авторского права, – считает представитель Марининой Натан Заблоцкис. – Это должно быть согласовано с владельцем авторских прав».
Богатый опыт по защите авторских прав есть и у писательницы Юлии Шиловой. В 2004 году при смене издательства она запатентовала свое имя, на пару дней опередив прошлого издателя. Защиту интересов на просторах Интернета автор криминальных мелодрам начала совсем недавно, заключив договор с крупным литературным порталом «ЛитРес». «Издательство отвечает только за бумажный вариант книги, а с интернет-беспределом я не знала, как бороться, – делится она опытом. – Иные книги просто не узнавала, они были без некоторых глав с кучей ошибок. Это удар в первую очередь по репутации. Увидев такое безобразие, люди просто перестают покупать мои книги. А это уже бьет по издательству и гонорарам». Сотрудничество с «ЛитРес» изменило мнение Шиловой об Интернете. По ее словам, помимо отстаивания интересов авторов, «на сайт приятно зайти, все книги разложены по полочкам, работа редакторов совершенна».
Дешевле, чем на бумаге
Отстаивать авторские права в Интернете было возможно и до появления новой части Гражданского кодекса, объяснили в агентстве авторских прав портала «ЛитРес». Закон об авторском праве существует давно. «Новые нормы четко вписали пункт про Интернет, – говорит директор агентства Олег Колесников. – Поэтому перед размещением книги электронные библиотеки должны заключить договор с правообладателем». Закон этот относится к живым писателям или к наследникам авторов, которые умерли меньше 70 лет назад. Компания «ЛитРес» объединяет 5 крупных электронных библиотек и занимает 80% рынка. У них есть договоры с большинством популярных писателей. На сайте опубликовано более 100 тысяч текстов, каждый – с согласия автора. «Если раньше это была только художественная литература, то сейчас появилась деловая, научная, – говорит гендиректор «ЛитРес» Алексей Кузьмин. – Мы объясняем библиотекам, что права на размещение произведения принадлежат нам. Они должны либо снять его с сайта, либо сами заключить договор с автором. До суда стараемся не доводить. Это сложная и дорогостоящая процедура». «ЛитРес» специализируется на продаже электронных версий книг. Платить за произведение нужно, если вы хотите его скачать. Чтение в онлайн-режиме ничего не стоит. По словам Алексея Кузьмина, максимальная цена книги 50 рублей, что как минимум в 4 раза дешевле бумажного переплета.
Страдания для читателей
Но интересы «ЛитРес» распространяются не на всю литературу. Книги тех, кто не связан договорными отношениями с порталом, так и будут «плавать» в виртуальном пространстве. В основном это малоизвестные и непопулярные книги. По мнению юристов, для них закон малоэффективен. «Специального органа, который бы отслеживал все, не создано, – рассказывает юрист коллегии адвокатов «Лунев и партнеры» Константин Бабушкин. – Все будет зависеть от самих правообладателей и от того, насколько им выгодна публикация книги в бесплатных онлайн-библиотеках. Если это молодой и еще не известный писатель, никто особо возмущаться не будет».
Некоторые библиотеки, может быть, в целях безопасности размещают не сами книги, а ссылки на сайты, откуда можно скачать тексты произведений. Среди них и западные порталы, на которые российское законодательство не распространяется. По мнению Владимира Никонова, борьба с Интернетом бессмысленна, так как каждая книга размещена как минимум на сотне сайтов: «Пострадают прежде всего читатели. А бесплатные электронные книги как были, так и останутся, но доступ к ним усложнится»".
Предприниматель заплатил $10 тысяч за визитные карточки Стива Джобса, чтобы
продвинуть свой стартап
-
На аукционе в Калифорнии один из участников заплатил $10 тысяч за три
визитных карточки Стива Джобса. Издание The Next Web выяснило, кто оказался
покупател...
Комментариев нет:
Отправить комментарий