Лариса Иванова, (Лариса Иванова, автор «Эксперт
Рик Мэйси (справа) и Кирилл Стародубов считают, что их справочник должен появиться в каждом городе с населением от 200 тыс. человек
«Желтые страницы» (ЖС) – понятие международное. Как известно, в 1886 году в Вайоминге (США) обычная телефонная книга из соображений экономии была напечатана на дешевой желтой бумаге, после чего, собственно, и появился термин Yellow Book. Помимо непривычного цвета телефонные справочники такого типа отличались способом размещения информации – не по алфавиту, а по рубрикам, соответствующим роду деятельности, товарам, услугам. В прошлом столетии в странах Европы и США рынок «Желтых страниц» окончательно сформировался, а с появлением новых способов распространения информации (интернет, CD, WAP) шагнул на качественно новый уровень и начал бурно расти.
Российский рынок ЖС значительно моложе – ему примерно полтора десятка лет. Но благодаря иностранным инвестициям и знаниям, положенным в основу многих региональных ЖС, он ускоренными темпами проходит путь аналогичных западных рынков. Естественным этапом его развития стала консолидация активов. Например, в августе 2007 года шведский Kontakt East Holding, издатель «Желтых страниц» в Москве и Петербурге, купил за 18 млн долларов другого издателя одноименного справочника в России – кипрский YPI Yellow Pages Ltd (YPI). Объединив приобретенные активы под одним брендом, компания заявила, что готова продолжить географическую экспансию и претендует на роль лидера на российском рынке ЖС, который расценивает как весьма перспективный. Об особенностях отечественного рынка и планах развития компании рассказывают генеральный директор компании «Желтые страницы» Рик Мэйси и финансовый директор Кирилл Стародубов.
Место для роста
– Чем различаются российский и зарубежный рынки телефонных справочников?
Р.М.: Прежде всего – размерами. У меня есть дом в США в городе Рочестер, штат
– Различаются ли рынки по уровню концентрации?
К.С.: В других странах рынки намного более концентрированны, хотя и в разной степени. Но процесс концентрации в России уже начался. После того как в 2007 году Kontakt East Holding приобрел YPI, наша объединенная компания заняла лидирующее положение на московском и петербургском рынках. Мы присутствуем еще в девяти регионах и в каждом планируем стать номером один. Наша цель – стать всероссийской компанией, консолидировав региональные подразделения под единым брендом, чем мы сейчас и занимаемся.
Собственно, все крупнейшие игроки рынка претендуют на статус федеральных, стараются получить максимальную долю на региональных рынках. К примеру, наш основной конкурент компания
– Которые станут основным ресурсом роста для федеральных компаний?
Р.М.: Мы присматриваемся к рынку. И не исключаем покупку региональных игроков. Есть кого покупать, другое дело – что скажет рынок. Если владельцы не захотят продавать свои акции, что мы сможем сделать? Можно, конечно, приходить в регионы, создавая предприятия с нуля. Но, на мой взгляд, целесообразно покупать готовый бизнес. Географическая экспансия входит в стратегические цели компании. Акционеры ставят задачу покорить все
Нетехнологичные технологии
– Российский рынок ЖС очень молод.
Р.М.: Вот один пример: когда вы заходите на наши сайты и делаете запрос, поиск ведется строго по базе данных. Если вы сделали опечатку, ответа не будет. На западном сайте такого произойти не может, так как они используют хорошие поисковые движки. Мы недавно тоже купили движок одного из ведущих производителей (аналогичным пользуется Yahoo). Скоро преодолеем технологический разрыв.
– Есть ли различия в технологиях продаж?
Р.М.: Продажи везде продажи, ничего тут не придумаешь эксклюзивного. Может быть, на Западе более тщательно и всесторонне анализируют потенциальных клиентов. Здесь скорее можно говорить
Другой пример. В Москве у нас есть отдел телемаркетинга. То есть примерно 40 сотрудников сидят и целый день звонят клиентам, договариваясь о встрече с агентами. В Петербурге так не делают – агенты звонят своим клиентам сами. Я мог в прошлом году прийти в Москву и все сломать, сославшись на опыт Петербурга. Но зачем рушить систему, которая работает? Может быть, в Москве обслуживание одного клиента обходится немного дороже, но это не причина проводить революции. Двигаться надо «степ бай степ».
– Что, впрочем, не помешало вам провести реорганизацию компании настолько жестко, что ваши менеджеры и агенты уходили командами.
К.С.: Думаю, все было не совсем так. Реорганизация действительно проведена: головным офисом стал московский, все остальные – дочерними. Многие службы (бухгалтерская, финансовая, юридическая, маркетинговая) были централизованы для сокращения издержек. Причем часть из них переехала в Петербург – тоже ради экономии. Здесь текущие расходы ниже. В ходе реорганизации примерно 10% сотрудников покинули компанию, при этом компания выплатила им достойную компенсацию и воспользовалась возможностью сократить вакантные позиции.
Другой вопрос, что некоторым сотрудникам из состава
По разным каналам
К.С.: Скорее это два направления бизнеса, поскольку они концептуально и принципиально отличаются друг от друга. Но за обоими стоит наш главный актив – наша база данных. Основное различие печатных
– Не вытеснит ли со временем интернет печатные справочники?
Р.М.: Не думаю. Говорили, что интернет убьет книги и газеты. Этого, как видите, не произошло. Хотя уровень интернетизации за рубежом выше, но там сохраняются традиционные бумажные справочники. Правда, во многом благодаря особой системе их распространения. В Америке, например, телефонный справочник есть в каждом доме, так как маленькую толику абонентской платы телефонная компания перечисляет на его издание и раз в год абонент получает обновленную версию. А в России жизнь печатным изданиям ЖС продляют традиции – большинство рекламодателей до сих пор предпочитают этот носитель информации. Даже если судить по финансовым результатам, это очевидно: хотя
К.С.: Недостаточная глубина проникновения интернета обеспечивает популярность еще одного носителя ЖС – CD. Знаете, где этот вариант ЖС неизменно пользуется популярностью? На московских ярмарках, где собираются предприниматели из Подмосковья и других регионов. Москва их очень интересует, но интернет есть не у всех, а бумажную версию ЖС везти с собой тяжело. Кстати, в России есть город, где нет печатных «Желтых страниц», но есть CD. Это Новосибирск. Так сложилось исторически. В других городах степень интереса к CD тоже высока. Исходя из этого, мы решили осенью запустить новый федеральный проект, выросший из нашего справочника
– В каком направлении будет развиваться борьба за клиента на рынке телефонных справочников?
Р.М.: Мы должны будем делать все более интересные предложения клиентам. Сегодня каждый наш агент может предложить размещение рекламы на любом из трех носителей в любом регионе, где мы присутствуем. Но этого мало. Необходимы особые продукты, и они появляются. Например, в нашем московском активе появился продукт
Мы можем не только изобретать различные варианты размещения рекламы, но и развивать профильные услуги. На Западе широкораспространена продажа тематических выборок из базы данных издателей телефонных справочников. Например, страховая компания хочет найти все зоомагазины в определенном районе, чтобы предложить им специальную страховку. Чем рыться в справочнике самому, быстрее и проще заказать выборку в ЖС. На Западе это огромный бизнес и стопроцентно маржинальный – расходы только на зарплату сотрудникам. У нас пока услуга не столь популярна, но спрос есть.
Наконец, еще один вариант расширения поля деятельности – создание новых
Комментариев нет:
Отправить комментарий