понедельник, апреля 21, 2008

Кафе в городе: приют типичной бедности вторичной

Мои взаимоотношения с кофе - долгая петербургская история. Есть в ней и абзац - байка о том, что целый год финские "исследователи" от Паулиг пребывали в Петербурге - изучая степень обжарке зерен в питерских кофейнях, поняв за этот год - "здесь любят черный кофе".

Кофе в Москве - совсем иная история. И изложен взгляд на нее в другом посте.

Но вот, читая "Русский репортер", наткнулся на размышления созвучные собственным, ибо заказывая кофе-чай в московских кофейнях мы заказываем чаще не сам напиток (он редко бывает хорош) - право аренды стола-стула на несколько десятков минут.

Впрочем, смотрите исследование Елены Шахновской, ("Бедность со сливками", «Русский репортер» №14 (44) от 17.04.2008; фото - otvet.mail.ru):

"Кофе — напиток не такой уж необходимый, но в известном смысле неизбежный. Это признак того, что вы — внутри городской жизни, а не вовне. И вы без колебаний оплачиваете счет за пару чашек кофе в средней руки ресторане — ведь это плата не столько за напиток (себестоимость его невелика), сколько за то, что вы, весь такой изящный, сидите в этом изысканном интерьере…

В столице часто платят не за продукты и даже не за услуги — за идею. Москва — город победившего идеализма. И все к этому привыкли: noblesse oblige. Идея чашки кофе нынче недешева: средняя стоимость по городу — $6,18 (для сравнения: в Лондоне — $3,93; в Нью-Йорке — $3,80). Но это не настораживает даже тех, кому эта чашка не по карману: они все равно свой кофе выпьют — как бы там, в кармане, ни было.

Без этого мы моментально выпадаем из привычной городской коммуникации: предложение «выпить кофе» зачастую является кодовым сигналом, означающим, что вы готовы провести с этим человеком некоторое время. Почти как в фильме Джима Джармуша «Кофе и сигареты». «По сути, кофе становится неким психологическим якорем, означающим предложение спокойно пообщаться за ужином», — говорит генеральный директор Российской ассоциа­ции производителей чая и кофе Рамаз Чантурия.

Цена чашки кофе определяется не столько ее себестоимостью, сколько ее поистине культовым статусом. «Потребление кофе — это стиль жизни, — утверждает финансовый директор питерской кофейной сети “Идеальная чашка” Марина Шелудько. — И наценка на чис­тый кофе намного выше, чем на коктейли».

По мнению специалистов, значительную роль в кофейном цено­образовании играют стоимость аренды помещения, наличие (или, скорее, отсутствие) на близлежащей территории конкурентов и то обстоятельство, что так называемый coffee to go..." <...>

И позволю себе еще одну цитату из статьи: "В социологии есть такое понятие — вторичная бедность. Больше 100 лет назад английский ученый Сибом Раунтри, проведя социологическое исследование, обнаружил: некоторые бедные (в прямом смысле слова) люди склонны приобретать вещи совсем не первой необходимости". Далее - здесь.


Комментариев нет: