вторник, марта 04, 2008

Узкоспециализированные поисковики

"В сегменте универсальных поисковых систем рунета уже тесно", - так показалось Варваре Полудиной (фото - eseo.ru, написано для Ведомостей, 03.03.2008, №38 (2060)):

Возникший в 1994 г. кириллический сектор интернета за пару лет обзавелся сотнями и тысячами веб-страниц. И в 1997 г. появились три универсальные поисковые системы — «Яндекс», Rambler и «Апорт», которые учитывали в отличие от западных сервисов морфологию русского языка.

С тех пор родилось еще несколько проектов — Nigma, Webalta (в 2005 г.), Gogo (в 2007 г., принадлежит Mail.ru), поиск на базе Liveinternet.ru. Но, за исключением американской Google, конкурировать с крупнейшими российскими поисковиками — «Яндексом» и Rambler — некому, считает руководитель отдела исследований Sup Fabrik Борис Овчинников. По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», в 2003 г. самым известным брендом рунета был «Яндекс» (25% респондентов), на втором месте был Rambler (13%), на третьем — Mail.ru (7%).

Максимум, на что может рассчитывать новый участник рынка, — 0,5% рынка запросов, полагает аналитик «Финама» Леонид Делицын. На технологию такой компании придется потратить $0,5-1 млн, а полноценная раскрутка бренда потребует десятков миллионов долларов, считают Делицын, Овчинников и руководитель маркетингового направления группы «Поиск» Rambler Сергей Сергеев. Поддержание поискового сервиса на плаву — тоже затраты. Операционные расходы Rambler на интернет-сервисы только в первом полугодии 2007 г. составили $20,4 млн.

Сейчас одна из тенденций — сужение специализации поиска. Его направления формируются вокруг потребностей пользователей рунета. Это поиск информации о фильмах (kinopoisk.ru, 84 000 уникальных посетителей в сутки), файлов по файлообменным серверам (filesearch.ru, 1000 уникальных посетителей в сутки), электронных книг (findbook.ru, 1500 уникальных посетителей в сутки), товаров по электронным магазинам (rooble.ru, 250 уникальных посетителей в сутки), программного обеспечения (softsearch.ru, 1000 уникальных посетителей в сутки), поиск по RSS-каналам (rs.priop.ru, 300 уникальных посетителей в сутки) и т. д.

Отдельное место занимает поиск музыки. В этом сегменте рунета заслуживает внимания открывшийся полтора месяца назад сервис tagoo.ru, сумевший за столь короткий срок довести уровень посещаемости до 13 000 уникальных посетителей в сутки. Помимо него в этом сегменте еще минимум три заметных игрока — mp3shki.ru, beemp3.com и keeperweb.com, но, по данным Alexa.com, в феврале tagoo.ru обошел их по посещаемости. Капвложения в этот проект пока невелики — это тысячи долларов, общие инвестиции едва ли превысят несколько десятков тысяч долларов, рассказывает представитель Tagoo. К сентябрю сервис планирует окупить вложения.

Другой проект — поиск электронных книг ebdb.ru, созданный на основе сервиса eboogle.ru. За три года существования eboogle.ru и ebdb.ru в них вложено $100 000, рассказывает представитель ebdb.ru Ростислав Герасимов. Проект еще не окупился, но доходов хватает на содержание сервиса и разработку.

Основные доходы tagoo.ru, ebdb.ru и подобным им поисковикам приносит размещение рекламы. Как правило, эти сайты продают площадки рекламодателям не напрямую, а через более крупных участников рынка — «Яндекс», Rambler, Google и др. «Сейчас каждый посетитель приносит нам по 0,15-0,2 руб., при наличии же собственных продаж было бы 1-2 руб.», — признается представитель Tagoo. Но доход прямо пропорционален посещаемости.

«Узкоспециализированные поисковики в Рунете — направление интересное, но есть сомнения, что там зарыты большие деньги, — говорит Делицын. — Перспективность [проекта] зависит от масштаба [его] бизнеса». Специализированные поисковики рунета зарабатывают, по словам собеседников «Ведомостей», тысячи или десятки тысяч долларов в год. Но их услуги могут быть интересны некоторым фирмам — например, тем, кто желает воспользоваться услугой поисковой оптимизации — за деньги поднять информацию о себе выше в результатах поиска, полагает Овчинников.

Комментариев нет: