вторник, октября 30, 2007

От желтого до розового: кое-что о московском такси (дайджест)


Московское такси по заказу -- это что-то вроде лотереи: никогда точно не знаешь, приедет ли оно, а если приедет, то когда. При этом еще неизвестно, сколько с вас возьмут за поездку. И речь идет не о многочисленных гостях столицы на подержанных "жигулях", называющих себя таксистами и промышляющих частным извозом. Легальное такси зачастую ничем не лучше.

Выбор вслепую
Те, кто привык голосовать на обочине, в какой-то мере облегчают себе жизнь. По крайней мере, эти люди могут выбирать, на какой машине и с каким водителем они поедут. Конечно, никогда не знаешь наверняка, чем эта поездка для тебя закончится. Зато о цене договариваться принято сразу.

У тех же, кто предпочитает такси легальное, другая лотерея. Начинается все обычно с выбора таксомоторной фирмы. Единой диспетчерской службы такси в Москве не существует. Таксомоторные фирмы уже несколько лет не могут прийти к такому решению -- боятся злоупотреблений диспетчеров при распределении заказов между компаниями.

Отсутствует и повсеместно доступный справочник всех служб такси. Можно, конечно, воспользоваться чем-нибудь типа "Желтых страниц", но длинный список названий фирм с адресами их офисов и телефонами все равно не подскажет, сколько свободных машин той или иной фирмы сейчас находится поблизости, что это за машины и сколько будет стоить поездка.

На интернет тоже не стоит особенно надеяться. Почти все сайты московских такси, которые можно найти в поисковых системах, похожи друг на друга, как близнецы-братья. Дизайн страниц различен, а слова почти всегда одни и те же: большой парк комфортабельных автомобилей различных классов, низкие расценки, встреча и проводы в аэропортах и гибкая система скидок. Конечно, информации в интернете побольше, чем в справочнике. На сайте taxi.ru, например, есть ссылки на электронные табло аэропортов; на странице "Народного такси" интересные заметки о такси, информация о погоде и загруженности дорог, а на сервере компании "Такси-Максим" история изобретения таксометра и отзывы (положительные) клиентов. Однако информации о количестве машин, работающих в данный момент на линии, местах, где они находятся, примерном времени ожидания такси для различных районов, а также других данных, действительно полезных при выборе компании, найти не удалось. А слепо доверять написанному и нарисованному на сайте не стоит. К примеру, вы рассчитываете прокатиться на обещанных компанией "Такси-Максим" новеньких Renault, Chevrolet или Kia комфорт-класса, а у подъезда вас может ждать Audi. Правда, не очень новая -- выпуска конца 1990-х годов. Как объяснил ее водитель, многие компании работают не только с парком своих машин, но и как диспетчерская -- с частниками.

Есть и такой вариант: можно воспользоваться возможностями мобильных операторов связи. Позвонив в справочную службу своей сети, всегда можно попросить принять заказ. Операторы сети "Билайн" делают это, даже не переключая вас на диспетчерскую и почему-то не называя ни имени таксомоторной компании, ни прямого телефона диспетчерской. Заказывая такси таким образом, очень трудно добиться от оператора точной информации о том, кто же к вам приедет и сколько это будет стоить. Изменить или отменить такой заказ еще сложнее: при новом звонке, скорее всего, придется разговаривать с другим оператором и объяснять ему все заново. По этой причине предпочтительнее звонить на короткие номера заказа такси, которые есть у всех мобильных сетей, так вы сможете сразу поговорить с той диспетчерской, которая вам нужна. Поскольку мобильный телефон почти всегда под рукой, такой способ заказа удобен, но не дешев -- разговор по короткому сотовому номеру стоит в среднем $0,5 за минуту.

Разговаривая с диспетчером, надо тщательно диктовать адрес, а особенно номер своего телефона. Если их вдруг неправильно запишут, машины вам не видать. Правда, даже если все будет записано верно, это еще не означает, что машину подадут вовремя, а объявленная заранее цена поездки не окажется меньше реальной.

Цена пробок
Диспетчеры московских таксомоторных компаний могут рассказать о временах, когда для большинства клиентов первым и самым важным вопросом была стоимость поездки. Сейчас пассажиров больше интересует не стоимость, а время ожидания подачи машины. Например, в пятницу вечером или в любой из предпраздничных вечеров ждать можно час и более. Виной тому не только увеличивающееся в это время число заказов, но и дорожный коллапс, в который впадает город. Водители такси, стоящие в пробках, не могут прогнозировать время исполнения уже принятых заказов и перестают принимать новые. Особенно долго приходится ждать, если вы заказываете такси в компаниях, имеющих статус официальных перевозчиков аэропортов. Видимо, именно там они делают основной бизнес, а прочие клиенты не так уж и важны. К примеру, официальное такси аэропорта Домодедово компания "Городское такси" вечером вторника, 23 октября, поставило рекорд, предложив подать машину к метро "Сокол" через два с лишним часа после приема заказа.

Так как дорожная ситуация из года в год только ухудшается, почти все московское такси уже перешло на повременную оплату. Цена по километрам пробега осталась только при поездке за МКАД, а фиксированные тарифы применяются лишь для поездок в аэропорты или из аэропортов. Для клиентов это обернулось полной неопределенностью -- теперь поездка по одному и тому же маршруту может стоить и 350, и 900 руб. в зависимости от дорожной обстановки, которую никто не берется прогнозировать. Некоторые таксисты с успехом этим пользуются. Можно не ломать себе голову, выбирая быстрый маршрут, все равно за простой в пробке платит клиент.

При этом, по словам таксистов, проблему с заказами повременная оплата все равно полностью не решает -- водителей пугает перспектива застрять по пути к клиенту, когда время не оплачивается. Именно поэтому многие таксомоторные фирмы отказываются принимать заказы из районов, затронутых реконструкцией Ленинградского шоссе. По мнению шоферов, ожидать пассажирам пришлось бы меньше, если бы подача машины тоже оплачивалась. Однако эти деньги им сложно получить. Многие клиенты уже сейчас действуют по крайне нелюбимой таксистами схеме, заказывая машины в нескольких фирмах сразу и уезжая на первой приехавшей. За это, как и за отказ от оплаты, пассажиров такси вносят в черные списки и заказы с их телефонов перестают принимать. Впрочем, фирм много, да и номер мобильного телефона сейчас поменять совсем несложно.

Однако не всегда время ожидания и цена такси являются определяющими. Бывает, что принципиально важно и совсем другое.

В тишине и с холодком
Если верить рекламе такси, компании закупают новые иномарки, оснащенные кондиционерами, подогревом сидений и прочими приятными устройствами, исключительно для удобства взыскательных клиентов. Однако на деле все не совсем так. Во-первых, сами таксисты признают, что бюджетные иномарки типа Ford Focus или Chevrolet Aveo при прочих равных обходятся в эксплуатации дешевле, а служат дольше отечественных "ВАЗов" и "ГАЗов". А во-вторых, за дополнительные удобства в большинстве случаев берут дополнительные деньги.

К примеру, кондиционер даже в скромном автомобиле может превратить его из обычного такси в машину комфорт-класса или даже бизнес-класса, а разница в тарифах при этом достигает 15-30%. Что интересно, иногда разный класс имеют одни и те же автомобили. Так, прошедшим летом, если вызывалось такси "Евролайн" и при заказе обязательным условием было наличие кондиционера, приезжал автомобиль Hyundai Sonata, а расчет шел по расценкам бизнес-класса: 500 руб. за первые 30 минут поездки, далее по 150 руб. за каждые следующие 10 минут. Если же кондиционер не требовался, нередко подавалась точно такая же Hyundai Sonata с кондиционером -- правда, уже по расценкам экономкласса: 400 руб. за первые 40 минут, далее по 8 руб. за минуту.

Одна из самых популярных сейчас услуг -- встречи и проводы в аэропортах. Такой сервис готовы предоставить практически все таксомоторные компании. При этом цены на услуги официальных портовых такси всегда оказываются выше, чем у компаний, специально для вас подающих туда машину. Так, компания "Евролайн" за встречу пассажира из Шереметьево ночью 21 сентября этого года взяла 1200 руб. При этом рейс задерживался и вместо 01.05 прибыл почти в 7 часов утра. В компании отслеживали и это, чтобы подать машину вовремя. А официальное такси Шереметьево-2 "Москэб" с поездкой по тому же маршруту стоило уже 1300 руб.

Приятно и бесплатно
Существуют, конечно, и бесплатные удобства. Например "Городское такси" привлекает клиентов тем, что в салонах их автомобилей не шумят радиостанции, так как связь с диспетчером водители ведут по телефону. Курить в "Городском такси" нельзя, что защищает некурящих от курения водителей, и это тоже абсолютно бесплатно. Правда, ни в "Городском такси", ни в каком другом такси не удалось найти услугу, пусть даже платную, разрешающую курящим пассажирам легально дымить в дороге. Диспетчеры отвечают обычно, что этот вопрос решает водитель. Специально попросить прислать машину с курящим водителем, конечно, можно, но для этого надо найти взаимопонимание с диспетчером.

К числу бесплатных услуг у большинства такси относится и перевозка багажа. Исключение составляют негабаритные грузы, ради которых приходится раскладывать сиденья. За это берут от 100 до 350 руб. дополнительно.

Детские сиденья нередко предоставляются бесплатно, но для этого необходимо большое везение. Специальных кресел у служб такси мало, и, чтобы в соответствии с правилами перевезти в такси ребенка, кресло надо заказывать заранее, предупреждая диспетчера. Если верить одному из водителей такси "Элекс-Полюс", на 200 машин их службы имеется всего два детских кресла.

Компания "Городское такси" готова без взимания дополнительной платы перевозить мелких животных -- птиц в клетках, кошек в сумках и специальных клетях с поддоном, а также собак мелких пород с поводками и подстилками. За более крупного зверя, например собаку средних размеров, придется уже доплатить 100 руб.

Есть еще один вид бесплатных услуг такси -- предоставление документов, подтверждающих факт оплаты поездки. И хотя в соответствии с действующим законодательством абсолютно все такси, которые принимают от пассажиров наличные деньги, должны быть оборудованы специальными кассовыми аппаратами, установлены они лишь на немногих машинах. Поэтому, если вам предстоит отчитываться перед бухгалтерией, стоит при заказе машины уточнить у диспетчера, сможет ли водитель выдать вам документ об оплате и что это будет за документ. Кассовый чек и квитанцию заказа удалось получить только в одном такси из семи проверенных -- в автомобиле компании "Элекс-Полюс" установлен специальный таксометр. Также чеки пробивают на стойке заказа "Москэба" в Шереметьево-2. Водитель же "Евролайна" вместо чека выдал частично заполненный корешок приходного ордера с печатью, таксист из "XXL-Такси" -- чистый бланк "Расчет стоимости поездки", шофер такси "Авеню" -- самокопирующийся бланк без названия и каких-либо отметок, а в "Такси-Максим" и вовсе отделались незаполненным приходником с наборной печатью некоего ООО "Энерджи".

Десять лет без права остановки
О том, как работают таксомоторы в Нью-Йорке, рассказывает нью-йоркский таксист с десятилетним стажем Иван Иванов.

Как справедливо заметил наш инструктор на курсах, "чтобы хорошо зарабатывать в такси, нужно любить три вещи -- людей, машины и город". Если отсутствует любая из составляющих, таксист неизбежно превращается в угрюмого нервного типа, постоянно выплескивающего раздражение на пассажиров, соседей по дороге и вообще на все, что на глаза попадет. За десять лет, проведенных за баранкой нью-йоркского кеба, адекватных таксистов со стажем я встречал не так уж часто.

Получить официальные права таксиста в Нью-Йорке несложно. Главные условия: возраст не моложе 19 лет, право на работу в США, способность сдать экзамен по географии города и элементарный английский. Занимает весь процесс от двух до четырех недель и обходится примерно в $500. После успешной сдачи экзамена свежеиспеченный таксист получает права -- "хэк лайценз", пластиковый прямоугольник с фотографией, именем и номером. Во время смены эта карточка должна находиться в специальном окошке за спиной водителя. За отсутствие -- штраф. За нелегальный извоз без прав -- арест и конфискация машины.

Подавляющее большинство таксистов -- свежие иммигранты. В 1970-х большинство водителей были русскими, сейчас процентов 60 составляют арабы и индусы, 30 -- чернокожие островитяне и африканцы, 10 делят китайцы, русскоязычные иммигранты и европейцы.

Когда-то численность нью-йоркских такси не регулировалась, что привело к кризису во времена Великой депрессии, когда количество бомбил на улицах едва ли не превысило число потенциальных пассажиров. Именно тогда мэр Фиорелло Ла Гвардия ввел систему регулируемого числа официальных городских такси, существующую по сей день. Было продано около 11 тыс. жестяных медальонов, подтверждавших право владельца данной машины на частный извоз. Количество этих медальонов-лицензий оставалось неизменным десятилетиями, и только с приходом мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга город продал еще 1,2 тыс. "медалей" (за последние четыре года). В середине 1960-х владельцев всех медальонов обязали выкрасить машины в желтый цвет в целях борьбы с нелегальными извозчиками. Так появился знаменитый yellow cab, один из символов Нью-Йорка.

Сегодня 12 187 желтых такси эксклюзивно работают на улицах города. Кроме них, ни у кого нет права подбирать голосующих у кромки пассажиров. Проблема в том, что на улицах Бруклина, Квинса, Бронкса и Стейтен-Айленда не так уж много пешеходов. А такси люди предпочитают вызывать по телефону. Вот эту нишу и заняли кар-сервисы, принцип работы которых ничем не отличается от такси по вызову в России. Водители там чаще всего той же национальности, что и большинство иммигрантов в районе, где они работают. Заработки невысокие, приходится отстегивать диспетчеру 50-60% и заправляться за свои. Машины, как правило, на последнем издыхании, покупаются либо списанные желтые, либо ветераны из "лимогрупп".

Эта категория возникла, когда крупным компаниям стало удобнее оплачивать все более частые бизнес-поездки по безналичному расчету. Лимузинные компании, заключавшие контракты с банками, корпорациями и адвокатскими конторами, стали расти, и черные Lincoln и Cadillac вскоре стали полноправными конкурентами желтых такси в гонках на улицах Манхэттена.

Гоняют, конечно, в основном желтые. Стиль езды диктуется экономическими соображениями -- время дорого. За 12-часовую смену гаражу или владельцу "медали" (которая сегодня стоит до $500 тыс.) водитель должен отдать около $100. Бензина он сожжет долларов на 50. Чтобы заработать $150 себе, надо закрыть $300, то есть, учитывая неизбежно теряемое время на пересменки, перекуры и треклятые пробки, собирать не менее $30 в час. Вот и несутся "кебби" по манхэттенским авеню, подрезая, протискиваясь, оттирая другие машины под гудки и проклятия автомобилистов и пешеходов. Поднял -- сбросил, поднял -- сбросил, поднял -- сбросил. Аэропорт -- передышка. Час туда, час в очереди -- там, отдохнуть, перекусить,-- час обратно. Сотня за три часа, все по графику. Поэтому чемоданы у бровки -- как оазис в пустыне. Визг тормозов, через три линии поперек проспекта, схватить, опередить конкурентов!

С приходом в такси все проходят через три стадии. Сначала восторг: наконец-то! Все внове, машина в полном распоряжении, кати куда хочешь, катаешься -- и деньги за это платят. Потом начинаешь спешить: маловато времени остается после смены, да и штрафы, нахватанные по неопытности, платить надо. Появляется раздражение, накапливается усталость. Многие ломаются на этой стадии, и вместо них приходят новички. Именно поэтому большинство таксистов либо смотрят волком, либо понятия не имеют, куда едут.

Потом приходят скука и лень. Рутина. Знаешь, где и в какое время пробки, знаешь, как их объехать, угадываешь по виду голосующего, куда он едет. Едет он, как всегда, не туда. Чтобы не колесить часами, стоишь в очередях под гостиницами, приплачивая швейцарам за вызовы в аэропорты. Сидишь часами, нервничаешь постоянно, ешь где и как придется. Средний таксист "баранит" около 60 часов в неделю, отпуск никто не оплачивает, медицинской страховки нет. Если все эти годы выплачивал кредит за собственную "медаль", можно либо сдать ее в аренду, либо подрабатывать самому не напрягаясь. Если "медали" нет, пора менять работу.

Логический выбор -- лимузин. Опыта навалом, заработки сопоставимые. Таксист делает около 30 посадок в день, лимузинщик -- столько же в неделю. Вместо дребезжащего Ford мягкий Lincoln. Аэропорт Кеннеди, костюм, галстук, табличка с фамилией: Welcome to New York, sir!

«Вещь» №9(73) / 27 ноября 2006

Эмблема в виде круга с буквой «Т», шашечки, зеленая лампочка под лобовым стеклом и громко тикающий счетчик (слова «таксометр» в русском языке еще не было) — эти элементы советского быта исчезли вместе со страной. Таксопарки закрылись или просто пришли в упадок, обветшавшие «Волги» приватизировали водители, и до сих пор, если вам повезет поймать пожилого «бомбилу» на старенькой «двадцать четвертой», он наверняка расскажет вам о суровой, но справедливой Маме Зое — директоре самого знаменитого московского таксопарка, которая, побывав в Японии, заставляла всех своих таксистов носить белые сорочки и галстуки, а к семидесятилетию, вместо того чтобы получить звезду Героя соцтруда, была отправлена на пенсию вместе с остальными хозяйственниками «образцового коммунистического города».

Потом словом «таксист» стали называться хмурые небритые мужики на раздолбанных «Жигулях», дежурившие (и местами продолжающие дежурить до сих пор) у вокзалов и аэропортов, готовые если не зарезать, то отобрать последнее у спешащего приезжего. Китайские оранжевые (или желтые) фонари с шашечками, с помощью магнита крепящиеся на крышу автомобиля, можно было приобрести в любом сигаретном ларьке. Потребность общества в нормальных таксистах становилась все более очевидной. И они вернулись. Этот навигатор посвящен новому поколению московских таксопарков. Тем, кто робко, но настойчиво, отвоевывает столичные улицы у хмурых небритых «бомбил».

«Новое желтое такси»

http://www.nyt.ru, тел. 940−88−88.

Фото: ИТАР-ТАСС
Эти таксисты изначально позиционировали себя как хранители традиций старого доброго московского такси — при том что такой
ядовито-желтой автокраски в Советском Союзе не было, этот цвет больше подходит такси нью-йоркскому. Традицию символизировали «Волги» 3310, но в 2005 году компания перестала их закупать, сделав выбор в пользу новых Ford Focus — впрочем, тоже российской сборки. «Новое желтое» проще поймать на улице, чем вызывать по телефону — свободные таксисты этой компании встречаются в Москве достаточно часто, а по вызову таксопарк предпочитает обслуживать сотрудников компаний, заключивших с «новыми желтыми» специальный договор, — остальным приходится ждать дольше, чем при обращении в другие таксопарки. Несколько лет назад в семействе «новых желтых» появились «новые синие» — автомобили представительского класса, работающие под брендом «Важная персона».

Минимальная поездка на «Новом желтом» — 300 рублей за полчаса (в отличие от большинства таксопарков тариф не увеличивается в ночное время), на «Важной персоне» — 500 рублей. За каждый дополнительный километр с пассажира берут по 20 рублей на «Новом желтом» и по 30 на «Важной персоне».

Такси «Пилот»

http://www.taxi-pilot.ru/, тел. 333−33−33.


Едва ли не самый простой номер вызова служит «Пилоту» лучшей рекламой. Парк автомобилей — весьма эклектичен, от «Волги» до Volvo, это вызвано тем, что на линиях работают как автомобили, принадлежащие компании, так и собственный транспорт таксистов. К неоспоримым преимуществам «Пилота» можно отнести бесплатные полчаса ожидания в аэропорту (это практикуют не все московские таксопарки) и относительную оперативность приезда по вызову. Известны истории, когда, прождав полтора часа машину, вызванную по брошенному в почтовый ящик объявлению «Самые низкие тарифы в городе», и не дождавшись, вызвали «Пилот» — и ждать приходилось минут десять. Впрочем, известны и другие истории — например, как, вызвав зимней ночью «пилотовскую» машину и получив подтверждение («Такси подъехало»), можно было долго бегать вокруг своего дома, пытаясь понять, куда именно подъехало такси, а телефон таксопарка был при этом хронически занят. Минимальный тариф «Пилота» — 300 рублей (ночью 400) за 30 минут и 8 рублей (ночью 10) за минуту сверх минимального тарифа. При вызове можно оговаривать марку машины.

«Формула такси»

http://www.formula-taxi.ru/, тел. 777−57−77.


Относительно новый таксопарк, работающий на одной радиочастоте с «Пилотом» и, по слухам, успешно отбивающий у него клиентов. Парк — собственные Renault Logan (при вызове можно оговаривать возможность курить в салоне; курить удобно — и на переднем, и на заднем сиденьях есть цилиндрические пепельницы, которые можно либо держать в руках, либо оставлять рядом с переключателем передач), при поездке по вызову диспетчер всегда обращается к водителю со словами «Счастливого пути вам и вашим пассажирам». В аэропорту, как и у «Пилота», водители ждут бесплатно полчаса (а если договориться и не оформлять заказ на обратный путь, то можно выторговать и бесплатный час). Сами водители, как правило, хорошо подготовлены — практически всегда знают дорогу в Шереметьево через Химки и в Домодедово через Бирюлево, что бывает очень важно при пробках.

Тарифы — точно такие же, как у «Пилота».

«ГУМ такси»

http://www.gumtaxi.ru/, тел. 410−11−01.


Фирменные такси — одна из ключевых рекламных «фишек» самого знаменитого московского универмага. По большому счету, эти новенькие Volkswagen Passat — не более чем движущаяся реклама ГУМа, потому что (в отличие, скажем, от такси IKEA) на них совершенно не обязательно ездить в ГУМ или из ГУМа. Можно даже в ЦУМ. Тарифы — чуть выше, чем у остальных, бесплатного ожидания в аэропорту не предусмотрено, вызов «на ближайшее время» может обернуться часовым ожиданием. Рекомендуем постоянным покупателям и просто поклонникам ГУМа.

Стоимость минимальной (полчаса) поездки — 400 рублей (ночью 450), больше получаса — 25 рублей за километр в Москве и 30 за МКАД.

«Розовое такси» («Такси для женщин»)

http://www.pinktaxi.ru/, тел. 940−76−76.


Самый экзотический и самый новый (создан в августе) московский таксопарк. Впрочем, точно такой же сервис уже несколько лет существовал в Красноярске, став одним из символов города. Московское розовое такси к красноярскому отношения не имеет, но очень похоже на него — даже автомобили точно такие же, Daewoo Nexia. На сайте таксопарка написано, что «женское такси было создано женщинами и специально для женщин», и далее: «На вопрос, могут ли мужчины прокатиться в наших такси, мы ответим: наши услуги созданы специально для женщин. Ни дискриминации, ни какого-либо тайного смысла нет и никогда не было». Несмотря на это туманное объяснение, мужчинам женщины-таксисты не отказывают (по крайней мере в оказании транспортных услуг). Парк пока небольшой, но перебоев с вызовами нет — машины «на ближайшее время» приходится ждать не более получаса. Салон «нексии» тесноват, но не смертельно.

Минимальный тариф — 300 рублей (ночью 350) за полчаса, далее — 10 рублей минута в любое время суток.

Комментариев нет: