понедельник, марта 31, 2008

Новые музеи старины и техники

И другим показать
Старые мотоциклы и автомобили, музыкальные автоматы и самолеты, паровозы и велосипеды - собирателям сегодня важно не просто владеть коллекцией, но и выставить ее в собственном музее

На нас с фотографом смотрят дула четырех пулеметов. Пути к отступлению закрыты парой пушек конца XVIII века. На подъезде к подмосковному Музею техники Вадима Задорожного видны несколько танков, ракетные установки и штурмовик «Як-38». «Оружия здесь скоро не будет. Мы перенесем его в новое здание», — объясняет встречающий нас директор музея Сергей Ефимов. С 2004 года экспозиция располагалась в небольшом трехэтажном доме. Недавно построенное новое здание общей площадью около 19 000 кв. м стоит сразу за старым и привлекает внимание неестественно яркой желтизной стен.

Первые два этажа образуют единое пространство, в котором выставлены штук восемь самолетов, около семидесяти старинных автомобилей и мотоциклы. В правом крыле — правительственные автомобили, в том числе отреставрированный «ЗИС-115», возивший Сталина (внутри за пуленепробиваемыми стеклами сидит манекен в кителе и с «Вечерней Москвой» в руках). Неподалеку массивный кабриолет Horch 951 A, сделанный по заказу крупного промышленника фашистской Германии Германа Шлессера. Чуть дальше — спортивный Delahaye 135 M, принадлежавший французскому гонщику Рене Дрейфусу. «Для музея принципиальна судьба машины, ее прошлый хозяин?» «Не обязательно, — отвечает Ефимов. — Скорее, ее редкость». «А как здесь оказались самолеты?» «Мы взяли их на ответственное хранение в ОКБ Яковлева, — говорит Ефимов. — Там они могли погибнуть из-за того, что их негде было хранить. Мы же предложили выставить у нас».

В здании еще ведутся мелкие отделочные работы, однако практически все экспонаты уже на местах. Это довоенные BMW, Mercedes-Benz, Horch, Alfa Romeo — без единой царапины, с хромированными деталями, новенькой резиной и, как здесь утверждают, все на ходу. Технике, которая попадает в музей зачастую в очень плохом состоянии, подыскивают «родные» запчасти, а если не находят, то делают собственные в автомастерской при музее. Мастерская выполняет заказы по ремонту любых, не только музейных автомобилей. Часть помещений нового корпуса сдается в аренду, на территории музея есть ресторан. Все это должно хотя бы частично покрыть расходы на содержание экспозиции, реставрацию и строительство еще более крупного комплекса.

На пороге эпидемии
14 апреля новый корпус музея откроется для посетителей. Коллекция предпринимателя и совладельца Кировского завода Вадима Задорожного выросла в музей автомобилей, мотоциклов, военной и авиатехники меньше чем за десять лет. Уже год в центре Москвы работает музей современного искусства «АRT4.ru», открытый президентом группы компаний «Проплекс» Игорем Маркиным. К 2011 году Дмитрий Октябрьский, владелец компании Leon Building и коллекционер советского автопрома (около 200 единиц техники, включая мотоциклы и велосипеды), планирует построить в Подмосковье музей «Моторы Октября».

К гг. член Совета Федерации Сергей Гордеев, весной 2006 года выкупивший половину дома Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке, собирается открыть в нем музей, посвященный истории этого шедевра архитектуры ХХ века. Со­владелец компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили заканчивает согласование строительства здания рядом с офисом компании на Солянке, в котором расположится частный музей самоиграющих музыкальных аппаратов. В коллекции Якобашвили предметы конца XVII века — первой трети ХХ: шарманки, граммофоны, музыкальные аппараты и шкатулки, исполняющие музыку шкафы и портсигары, а также аккордеоны. «Я начал собирать коллекцию в 2001 году, и сейчас в ней около 4000 экземпляров», — рассказывает Якобашвили. Собрание обслуживает собственная реставрационная мастерская, ее штат — 40 сотрудников.

Одним из главных стимулов к появлению частных музеев в России стала отмена в 2004 году 30-процентной таможенной пошлины при ввозе из-за границы культурных ценностей, в том числе антиквариата, считает Якобашвили: «Иначе я вряд ли привез бы сюда коллекцию». По словам куратора и арт-директора галереи «Проун» Марины Лошак, коллекций, которые могут перерасти в частные музеи, сейчас немало. В качестве примеров она приводит собрания живописи коллекционера Андрея Еремина или совладельца «Альфа-Групп» Петра Авена. «Мы в самом начале эпидемии частных музеев, — считает она. — Уже сформировались крупные личные собрания, сравнимые по качеству с музейными, и у коллекционеров появляются амбиции сделать их публичными».

Музей одного дома
Министерство обороны передает в экспозицию Музея Вадима Задорожного снятую с вооружения военную технику. Как будет устроено партнерство частного фонда и государства в случае музея Дома Мельникова, еще неизвестно, проект находится в стадии согласования. Половина здания принадлежит сенатору Гордееву, в то время как другая по завещанию сына архитектора Виктора Мельникова должна перейти в собственность РФ.

Созданный Гордеевым фонд «Русский авангард» подготовил концепцию будущего музея, приобрел необходимое для его служб помещение по соседству. Дом, построенный архитектором в годах для собственной семьи, не рассчитан на поток большого числа посетителей. «В течение дня, — объясняет Гордеев, — будет организовано несколько сеансов, каждый по 30 минут. Любой желающий, как в кинотеатре, сможет купить билет на один из них и в составе группы не более чем из 8-10 человек посетить дом». Сейчас все финансирование проекта лежит на фонде «Русский авангард», однако в дальнейшем планируется привлечение ряда других российских и зарубежных фондов. Бюджет будущего музея составляет около $10 миллионов.

Краткая история велосипеда
Андрею Мятиеву 34 года. Он владелец крупнейшей в России коллекции велосипедов (около 250 экземпляров), а также уникального собрания документов, связанных с историей велосипеда в России. Создать музей Мятиев стремится последние десять лет: «У меня есть возможность приобретать практически все велосипеды, интересные для коллекции, и сейчас все упирается в отсутствие помещения». Временная экспозиция располагалась в музее Университета физической культуры, однако месяц назад он закрылся. «Для того чтобы сделать экспозицию, потребуется не меньше 500 квадратных метров, — объясняет Мятиев. — Если иметь в виду место для хранения вещей, которые нуждаются в реставрации, а также комплектующих и запасного фонда, еще метров 150».

Временный выход — выставки, которые коллекционер за свой счет устраивает в государственных музеях. Две из них в минувшем году прошли в Музее современной истории России (одна об истории велосипедов, вторая — мотоциклов). «С коммерческой точки зрения эти мероприятия убыточные. Но они дали возможность обкатать разные способы экспонирования, которые я собираюсь использовать в дальнейшем в музейных стенах», — говорит он. Мятиев и комплектует чужие коллекции, и консультирует (в том числе Политехнический музей), и занимается историей транспорта в России и Советском Союзе. Недавно вышла написанная им 500-стра­ничная «История советского мотоцикла. Часть 1. С 1924 по 1945 год».

На вопрос, какой частный музей можно считать несомненно удачным, Андрей отвечает не задумываясь: «Переславский железнодорожный. Его удаленность от Москвы одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, нет проблем с площадями. Но, с другой, туда не все добираются. Впрочем, “сарафанное” радио работает отлично, и музей существует вполне успешно».

На автобусе до дрезины
Железнодорожный музей в поселке Талицы рядом с Переславлем-Залесским, который содержит группа друзей-энтузиастов во главе с Сергеем Дорожковым, существует уже больше пятнадцати лет. Это не только техника, но и участок узкоколейной железнодорожной линии протяженностью два километра — посетители могут прокатиться по ней на ручной дрезине. В планах музея открытие автобусного маршрута. По замыслу, автобус-реплика Renault модели 1940-х годов будет доставлять посетителей к музею по грунтовой дороге с указателями, плакатами, дорожными знаками, оформленными в стиле середины ХХ века.

«Частные музеи, связанные с техникой, развиваются более активно», — отмечает заместитель генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина Наталья Самойленко. С 2003 года фонд совместно с Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ проводит ежегодный конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», в котором наряду с государственными участвуют и негосударственные российские музеи. В этом году в шорт-лист конкурса (победитель будет объявлен в мае, максимальный размер гранта 700 000 руб.) вошел и проект переславского автобусного маршрута. О нем Наталья Самойленко говорит как об одном из самых удачных в номинации «Музей и технологии туризма»: «У него есть все шансы на победу».

Музей техники Вадима Задорожного. Пос. Архангельское, 4-й км Ильинского ш., стр. 9

Переславский железнодорожный музей. Ярославская обл., Переславский р-н, пос. Талицы

Текст - Валерий Золотухин, фото - АНДРЕЙ КОБЫЛКО ("Пятница", № 12 (99) 28 марта 2008)

Комментариев нет: